Образовательный, педагогический процесс, являющийся объектом изучения многих наук (в том числе педагогики и психологии), представляет собой сложное, многофункциональное, многокомпонентное явление. Сложность, многокомпонентность процесса обучения обусловлены процессами обучения, воспитания и, безусловно, личностными особенностями педагога. Поэтому данный курс включает: основы психологии обучения, психологии воспитания, особенности учебно-педагогического сотрудничества (учебный план представлен в файле Учебный план). 

Цель курса: формирование у слушателей профессиональной компетентности  в части психологических закономерностях обучения, воспитания , закономерности развития психики ребенка  в процессе обучения и воспитания.

 Задачи курса:

- охарактеризовать психологические особенности и закономерности интеллектуального и личностного развития ребенка в условиях учебно-воспитательного и образовательного  процесса;

- выделить механизмы и закономерности  освоения обучающимся социокультурного опыта (социализация), его структурирования, сохранения в индивидуальном сознании обучаемого и использования в различных ситуациях;

- выделить психологические основы деятельности педагога.

 Теоретический материал представлен в виде текстов лекций, практические работы сопровождаются анализом учебной и периодической литературы и видеосюжетов, самостоятельная работа направлена на формирование профессиональной компетентности педагога. Курс завершается итоговым тестом.

Таблица 1. 

Учебно-тематический план дистанционного учебного курса «Педагогическая психология» дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и образовательных программ»

п/п

Наименование раздела, темы

Всего, часов в ДОТ

в том числе

Форма контроля

Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа

1

Педагогическая психология: основные характеристики

6

2

-

4

 

2

Психология обучения

12

2

6

4

 

3

Психология воспитания

12

2

4

4

 

4

Учебно-педагогическое сотрудничество

8

2

2

4

 

 

Итоговая аттестация

 

 

 

 

Зачет

 

Всего

36

8

12

16

-




В педагогической деятельности, психология как наука занимает одно из ключевых мест, так как закономерности психических процессов человека, особенности деятельности и общения определяют индивидуальные особенности процесса обучения и данные лекции позволят систематизировать свои фундаментальные знания.

Данный курс представлен следующими разделами: 1. Введение в общую психологию, где рассматриваются основные понятия,  история развития психологии как науки, а так же основные методы исследования. 2. Психические процессы: характеристика, виды,  свойства, а также условия их формирования развития. 3. Деятельность человека: виды, этапы формирования, условия развития. 4. Личность человека: понятие. отличительные черты индивида-индивидуальности-человек-личность, рассмотрены основные теории личности,  описаны основные движущие силы развития. 5. Общение как коммуникативный, перцептивный (восприятие), когнитивный (познавательный) процессы жизнедеятельности личности.

Учебно-тематический план дистанционного учебного курса «Психология»

дополнительной профессиональной программы профессиональной переподготовки

«Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса и образовательных программ»

 Цель курса: формирование у слушателей  профессиональных компетенций в части общей психологии в соответствии с современными требованиями к профессиональной деятельности педагогических работников

Задачи курса:

- охарактеризовать методологические основы общей психологии (историческое развитие психологии как науки,, место науки в ряду фундаментальных наук,  методы исследования и др.);

- выделить механизмы и закономерности  психических процессов (ощущение, восприятие мышление, речь);

- описать основные характеристики личности человека ( понятие и структура личности, теории личности, формирование и развитие личности, устойчивость личности);

- выделить психологические основы деятельности человека;

- охарактеризовать общение человека (структуру, виды, процесс взаимодействия).


Наименование раздела, темы

Всего, часов в ДОТ

в том числе

Форма контроля

Лекции

Практические

занятия

Самостоятельная работа

 

1

Введение в общую психологию

6

2

-

4

 

2

Психические процессы

10

2

4

4

 

3

Деятельность человека

10

2

4

4

 

4

Личность

10

2

4

4

 

5

Общение

8

2

2

4

 

 

Итоговая аттестация

 

 

 

 

Экзамен

 

Всего

44

10

14

20

-


Каждый раздел завершается контрольным тестом. Экзамен представлен в виде тестовых заданий.